Россия. Президент.
Главная  |  Предложи статью  |  Напиши письмо  |  Расскажи историю  |  Пришли анекдот    
 
Информация из паутины
Это все о нем
Официально
Интернет статьи
Уголок читателя
Письма, вопросы, советы
Истории из жизни
Анекдоты
Карикатуры
Все на выборы
Официальные кандидаты
Народные кандидаты
Предложи кандидата
 
Путин реабилитирует коммунистическое прошлое
      Прикрываясь патриотизмом, власти начинают ресоветизацию истории страны, рискуя увековечить и преступные методы коммунистического режима. Расследование

      Дух ревизионизма витает над путинской Россией и ее отношением к коммунистической истории. Как говорил Оруэлл, ничто так непредсказуемо, как прошлое. В ходе встречи с деятелями общественных наук в июне Владимир Путин высказал суждение, что в истории СССР меньше черных страниц, чем в истории США, и что сталинские репрессии были не так страшны, как война во Вьетнаме или нацизм. "Во всяком случае, мы не применяли ядерное оружие против гражданского населения, – сказал он, намекая на бомбардировку Хиросимы американцами, – и не поливали химикатами тысячи километров", как во Вьетнаме. "Да, у нас были страшные страницы (...) Но в других странах пострашнее еще было", – настаивал президент, ради непонятного исторического релятивизма выступающий за "патриотический" подход к истории.

      Послание очевидно. Больше не может быть и речи об осуждении коммунистического тоталитаризма, унесшего миллионы жизней, к которому стремился его предшественник Борис Ельцин со своей мечтой о "Нюрнбергском процессе" над коммунизмом, от которой он вынужден был отказаться в 1992 году под давлением старой советской номенклатуры. Далекая от желания изгнать тоталитарных демонов, путинская Россия, похоже, наоборот, стремится почерпнуть в коммунистическом прошлом некую легитимность и преемственность, рискуя тем самым увековечить и его преступные методы.

      Сегодня мы видим, как возрождаются забытые методы. Недавний пример тому – внезапная госпитализация четыре дня назад российской журналистки Ларисы Арап, наказанной за то, что осмелилась осудить жестокое обращение с детьми в психбольнице. Россия так и не покаялась в репрессивном использовании такого рода учреждений в СССР. В то же время бешеным успехом пользуются "патриотические" фильмы и книги, преуменьшающие масштаб преступлений Сталина с целью подчеркнуть его роль победителя нацизма. Каждый год в праздновании "дня чекиста" принимает участие президент, тогда как 70-я годовщина ужасного 1937 года не стала поводом для каких-либо официальных мероприятий.

      Сильная обеспокоенность ученых

      То, что такая тенденция исходит от Владимира Путина, бывшего офицера КГБ, восхищающегося основателем коммунистических секретных служб Феликсом Дзержинским, чей бюст он привез с собой в Кремль, мало удивительно. Разве российский президент не заявлял, что день распада СССР был "величайшей катастрофой XX века"? Но такой обратный ход свидетельствует и об общем настроении населения, лишившегося коммунистической мечты. "России не удается посмотреть в лицо прошлому, слишком рано, слишком болезненно", – подчеркивает политолог Федор Лукьянов.

      Из-за этой болезненной реакции коммунистическая история наделяется неприкосновенностью. Она уже почти свела на нет порыв знаменитой "архивной революции", охвативший страну при Горбачеве и Ельцине. В штаб-квартире НПО "Мемориал", занимающегося увековечиванием памяти жертв коммунизма, сильно обеспокоены. В заваленных бумагами коридорах, семейная обстановка которых напоминает времена диссидентства, группка историков продолжает свой сверхчеловеческий труд по классификации миллионов жертв, имена которых записаны на трогательных маленьких карточках. Организация понимает, что в ней уже видят врага. "С нами обращаются, как с маргиналами, будоражащими неприятные воспоминания и вносящими раскол в нацию", – вздыхает историк Никита Петров.

      Фонд "Демократия", учрежденный покойным Александром Яковлевым, вторым человеком в Политбюро при Горбачеве, был также отстранен от общественных дискуссий, хотя и продолжает публиковать неизданные архивы о крупных преступлениях коммунизма (уже опубликовано более 50 томов). Еще при жизни Яковлева – единственного советского иерарха, публично покаявшегося в своей принадлежности к "преступной организации КПСС" – некоторые обвиняли в "предательстве". Его дочь продолжает его работу по увековечиванию памяти практически подпольно.

      Другой пример: бывший директор Историко-архивного института Юрий Афанасьев, основавший Гуманитарный университет в Москве (РГГУ), был вынужден уйти со своего поста в 2006 году из-за того, что согласился на финансирование института Михаилом Ходорковским, ныне отбывающим наказание в Сибири. "Давление не прямое, вам просто дают понять, что было бы лучше уйти..." – утверждает историк Никита Петров, отмечая, что "доступ к архивам все больше и больше ограничивается" и возвращается "мифологическая история".

      Аналогичный пессимизм охватывает и кинорежиссера Николая Досталя, признающего, что "многие фильмы, не соответствующие патриотической идеологии, остаются на полках". Однако его последний фильм о жизни великого лагерного писателя Варлама Шаламова, являющий собой ужасающее отражение ленинской эпохи, был в июне показан по телевидению в прайм-тайм.

      "Никакого давления со стороны властей"

      Оптимисты считают, что ситуация не настолько катастрофична. Так, в фонде "Русское зарубежье", удивительном учреждении, созданном под патронажем Александра Солженицына, уверены в себе. "Кто бы мог подумать, что в России может появиться центр, отдающий дань памяти белой эмиграции!" – с энтузиазмом восклицает директор фонда Виктор Москвин.

      В прекрасное помещение, выделенное мэрией Москвы, прибывают тысячи архивных документов, главным образом, из Франции. Фонд, имеющий собственный издательский дом, превратился в интеллектуальный улей, позволяющий восстановить головоломку человеческих и политических судеб эмигрантов – ту грань истории, которой Россия была лишена. "Мы не ощущаем никакого давления со стороны властей, напротив", – уверяет Москвин. Действительно, покровительство Александра Солженицына гарантирует фонду "патриотическую" легитимность в глазах Кремля. В июне Путин наградил писателя. Это не менее парадоксально, чем тот факт, что этот великий противник коммунистического тоталитаризма оказался рядом с российской властью, ресоветизирующей свою историю.
Проголосуй   (проголосовало - 0)

ужасно

плохо

ничего

хорошо

отлично
 

Правила  |  Вопросы о сайте  |  Контакт
Все опубликованные материалы являются копиями статей с различных интернет изданий или творчеством наших уважаемых посетителей. За подлинность изложенных фактов и документов администрация сайта ответственности не несет.